вход Демо регистрация

Формирование стоимости платных образовательных услуг в негосударственных учебных заведениях (в вопросах и ответах)

19 мая 2020 г.

Формирование стоимости платных образовательных услуг в учебных заведениях негосударственной формы собственности имеет свои особенности. Рассмотрим их в данной статье.

Вопрос: Имеют ли право учреждения образования негосударственной формы собственности самостоятельно определять порядок формирования тарифов и их размер?

Ответ: Да, имеют право.

Частью первой ст. 12 Закона от 10.05.1999 № 255-З "О ценообразовании" (далее – Закон № 255-З) субъектам хозяйствования предоставлено право самостоятельно или по согласованию с покупателем установить цену (тариф) на товар (работу, услугу), если в отношении их в соответствии с законодательством Республики Беларусь о ценообразовании не применяется регулирование цен (тарифов).

Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), определен Указом от 25.02.2011 № 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь" (далее – Указ № 72). В указанный перечень включены образовательные программы высшего, среднего специального образования на платной основе в государственных учреждениях образования (право регулирования предоставлено Мин­-
образования).

В рамках своих полномочий Мин­обра­зования своим постановлением от 29.07.2011 № 210 утвердило Инструкцию о порядке определения стоимости обуче­ния при реализации образовательных программ высшего и среднего специального образования на платной основе в государственных учреждениях образования (далее – Инструкция № 210).

Ряд аспектов, касающихся определения стоимости платного образования, регулируется Указом от 28.02.2006 № 126 "О некоторых вопросах получения высшего и среднего специального образования на платной основе" (далее – Указ № 126).

Указом № 126 установлен порядок определения стоимости обучения при реализации образовательных программ высшего и среднего специального образования на платной основе в государственных учреждениях образования, а также предоставлено право Совмину определять порядок и размеры скидок со сформированной стоимости обучения.

Порядок и размер предоставления скидок определены Положением о порядке предоставления скидок со сформированной стоимости обучения студентам и учащимся, получающим среднее специальное образование, в государственных учреждениях образования и размерах этих скидок, утвержденным постановлением Совмина от 26.05.2006 № 665.

Таким образом, все нормативные документы, регулирующие порядок определения стоимости платного образования, распространяют свое действие только на государственные учреждения образования. Следовательно, учебные заведения негосударственной формы собственности самостоятельно определяют порядок формирования тарифов на свои услуги и их размер.

Справочно. До 17 марта 2012 г. порядок определения стоимости в учебных заведениях негосударственной формы собственности определялся Инструкцией о стоимости платного обучения в частных учреждениях, обес­печивающих получение высшего и среднего специального образования, утвержденной постановлением Минобразования от 23.11.2006 № 106 (далее – постановление № 106). Со вступ­лением в силу постановления Минобразования от 29.07.2011 № 211 постановление № 106 было признано утратившим силу.

Вопрос: Какой размер рентабельности можно установить при формировании стои­мости обучения в учебных заведениях негосударственной формы собственности?

Ответ: Установление предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф), является способом государственного ценового регулирования, предусмотренным ст. 8 Закона № 255-З. Ограничение рентабельности в размере 30 % установлено Указом № 126, п. 6 Инструкции № 210 только в отношении платных образовательных услуг, оказываемых государственными учреждениями образования.

Таким образом, размер рентабельности для определения суммы прибыли, подлежащей включению в стоимость обучения, определяемую учебными заведениями негосударственной формы собственности, не ограничен.

Вопрос: Можно ли дифференцировать стоимость платного обучения?

Ответ: Да, можно.

Так как в соответствии с нормами национального законодательства учебные заведения негосударственной формы собственности имеют право самостоятельно устанавливать стоимость обучения, то они вправе устанавливать дифференцированную стоимость платного обучения в зависимости от специальности (специализации) и формы обучения (дневная, заочная, вечерняя).

Вопрос: Существуют ли ограничения по соотношению затрат, относимых на стоимость обучения студентов-заочников, к затратам, приходящимся на одного обучающегося на дневной форме обучения?

Ответ: Нет, не существуют.

Норма, устанавливающая, что стоимость платного обучения по заочной форме рассчитывается на основе плановых затрат, необходимых для обеспечения процесса обучения, но не более 60 % затрат, приходящихся на одного обучающегося по дневной форме, была установлена Положением о порядке формирования стоимости платного образования в учебных заведениях, не финансируемых из бюджета, утвержденным постановлением Минобразования от 29.12.2000 № 62, утратившим силу с 9 декабря 2006 г. в связи со вступлением в силу постановления № 106. Более поздними НПА ограничений по соотношению затрат, относимых на стоимость обучения студентов-заочников к затратам, приходящимся на одного обучающегося на дневной форме обучения, установлено не было.

Вопрос: Можно ли устанавливать стоимость обучения дифференцированно для каждого обучаемого?

Ответ: Нет, нельзя.

Согласно п. 2 ст. 396 ГК цена товаров, работ и услуг, а также иные условия пуб­личного договора одинаковы для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством допускается пре­доставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения пуб­личного договора, кроме случаев, преду­смотренных законодательством (часть вторая п. 1 ст. 396 ГК).

Справочно
Публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (часть первая п. 1 ст. 396 ГК). 

Учитывая нормы ГК, дифференцировать стоимость обучения для каждого обучаемого нельзя.

Вопрос: Можно ли наряду с определением годичной стоимости обучения устанавливать дополнительные тарифы за дополнительные образовательные услуги (пересдача государственного экзамена, отработка семинарских и практических занятий, выписка дубликатов студенческого билета, зачетной книжки и т. д.)? Если да, то как сформировать цену на данные услуги?

Ответ: Да, можно.

Для правильного составления калькуляции по оказанию вышеперечисленных дополнительных образовательных услуг целесообразно разработать и утвердить нормы времени, регламентирующие величину затрат рабочего времени на производство той или иной услуги.

Справочно. Согласно Указу № 72 субъекты хозяйствования обязаны составлять экономическое обоснование цен (тарифов) только в отношении товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые являются регулируемыми. В отношении прочих товаров и услуг отсутствие экономических расчетов (калькуляций с расшифровкой статей затрат) правонарушением не является.

Рассмотрим порядок установления тарифов на дополнительные услуги на примере выписки дубликата зачетной книжки.

Цену на выдачу дубликата можно формировать на основе затрат исходя из стои­мости зачетной книжки и трудозатрат на ее оформление. Для выписки дубликата зачетной книжки методист должен выполнить определенный объем работы (поднять все зачетные и экзаменационные ведомости, заполнить необходимые графы, подписать у преподавателей и поставить печати). В зависимости от того, на каком курсе студент потерял зачетную книжку, время, которое затрачивает методист для оформления и выписки дубликата, будет различным. Для упрощения этой процедуры и с целью выработки единого подхода в учебном заведении на основании проведенных исследований и расчетов может быть определена среднеарифметическая норма трудозатрат на выписку дубликата зачетной книжки (например, 5 ч), утвержденная приказом ректора. В том случае, если часовая заработная плата методиста составляет 1,78 руб., а стоимость зачетной книжки – 1,17 руб., расчет стоимости выдачи дубликата зачетной книжки может выглядеть следующим образом:

№ п/п 

Наименование показателя 

Сумма, руб. 

Оплата труда

8,90 

2

Начисления на оплату труда (34,6 %)

3,0794

3

Стоимость зачетной книжки

1,17

4

Себестоимость

13,1494

5

Прибыль (20 % рентабельности)

2,6299

6

Стоимость выдачи дубликата

15,7793

Стоимость (с учетом округления)

15,78


Ольга Завадская, экономист