вход Демо регистрация

Памятка для начинающего коррупционера

16 апреля 2020 г.

Люди с незапамятных времен приносят дары тем, от кого зависит их судьба. С развитием общества дары достаются уже не богам, правителям и жрецам, а чиновникам, использующим свое положение в качестве источника тайных доходов.

Такое явление, как коррупция (от лат. corrumpere "растлевать", corruptio "подкуп, продажность; порча, разложение; растление"), настолько старо, что борьба со злоупотреблением властью для получения выгоды в личных целях оставила след еще в законодательных актах времен Великого княжества Литовского. Негативные последствия такого злоупотребления остро ощущаются и сейчас: к примеру, Transparency International (неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру), по данным которой один из каждых тридцати долларов США в мировом валовом внутреннем продукте является взяткой, сама оказалась замешана в коррупционных скандалах.

Коррупционные правонарушения наносят колоссальный материальный ущерб современным государствам, и противодействие таким нарушениям требует каждый год новых подходов и решений. Именно поэтому еще в 2004 г. Республика Беларусь присоединилась к Конвенции ООН против коррупции[1] и теперь создает свое законодательство с учетом данных международных норм.

Негативные последствия коррупции в основном выражаются в: 

росте теневой экономики, следовательно, уменьшении налоговых поступлений и обеднении бюджета;

снижении конкуренции, а значит, и объема более выгодных предложений; 

снижении эффективности расходования бюджетных средств;

снижении эффективности производства;

росте цен и инфляции;

ухудшении инвестиционного климата.

Коррупция пагубна не только потому, что тем или иным способом, до или после противозаконных действий средства на взятку поступают из карманов граждан, но и потому, что под угрозой нередко оказывается еще и безопасность этих граждан. И строительная отрасль – яркий в прямом и переносном смысле (чего стоят только пожары и обрушения) тому пример.

Кого закон причисляет к коррупционерам

Закон № 305-З[2] определяет коррупцию как умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в т. ч. иностранного.

С учетом данного определения в ст. 3 Закона № 305-З причислены к субъектам правонарушений, создающих условия для коррупции:

государственные должностные лица;

лица, приравненные к государственным должностным лицам.

Субъектами коррупционных правонарушений являются:

государственные должностные лица;

лица, приравненные к государственным должностным лицам;

иностранные должностные лица;

лица, осуществляющие подкуп государственных должностных или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц.

Справочно
Важно понимать, кто такие лица, приравненные к государственным должностным лицам. Это:

члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на непрофессиональной основе (за исключением заместителей руководителей местных Советов депутатов);

граждане, зарегистрированные кандидатами в Президенты, в депутаты Палаты представителей, в члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, в депутаты местных Советов депутатов;

лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей (за исключением лиц, указанных в абзаце третьем ст. 1 Закона № 305-З);

лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий;

представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия.

Какие правонарушения создают условия для коррупции

В ст. 25 Закона № 305-З определено, что правонарушениями, создающими условия для коррупции, являются:

вмешательство государственного должностного лица с использованием своих служебных полномочий в деятельность других государственных органов и иных организаций, когда это не входит в круг его полномочий и не определено законом;

оказание государственным должностным лицом в процессе подготовки и принятия решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении;

использование государственным должностным, а также приравненным к нему лицом служебного положения при решении вопросов, которые затрагивают его личные, групповые и иные не связанные со служебной деятельностью интересы;

участие государственного должностного лица в качестве представителя третьих лиц в делах государственного органа (иной организации), служащим которого (которой) он является, либо подчиненного и (или) подконтрольного ему (ей) государственного органа (иной организации);

использование государственным должностным или приравненным к нему лицом во внеслужебных интересах информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено и которая получена при исполнении им служебных обязанностей;

отказ государственного должностного или приравненного к нему лица в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено актами законодательства, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации;

требование государственным должностным или приравненным к нему лицом от физических или юридических лиц информации (в т. ч. документов), предоставление которой не предусмотрено законодательством;

нарушение государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан, юридических лиц (ИП) и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию;

создание государственным должностным или приравненным к нему лицом препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;

делегирование государственным должностным лицом полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это не предусмотрено законодательством;

нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок;

требование государственным должностным или приравненным к нему лицом предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом порядка ее предоставления, получения и использования, установленного законодательством.

Справочно

В приложении 13 к новым Методическим рекомендациям Минстройархитектуры[3] приведен примерный перечень ситуаций конфликта интересов.

Как в строительстве можно стать коррупционером

Строительство считается одной из самых коррумпированных отраслей – более трети всех случаев коррупции в мировом бизнесе приходится именно на строительный сектор. Нести скрытые издержки, увеличивающие итоговую цену строительного объекта, порой приходится даже самому порядочному хозяйствующему субъекту. И хотя традиционно коррупцию связывают с действиями чиновников, имеющих власть, достаточную для разрешения или запрещения чего-либо, сфера коррупции гораздо обширней. В связи с этим следует вспомнить о лицах, которых приравняли к государственным должностным лицам. Коррумпированными могут быть и подрядчик (проектировщик, строитель), и заказчик, и поставщик, и инженер технического надзора.

Можно смошенничать на этапе тендера, сэкономить на строительных материалах, дописать несуществующие объемы работ, выбрать подрядчика и поставщика, исходя из личной выгоды, а не из качества и цены. И кто будет потирать руки, радуясь своей предприимчивости, а кто со временем неприятно удивится результатам строительных работ, зависит от того, кто с кем договорился. Коррупционером можно стать буквально на всех этапах строительства, т. е. при:

приобретении земельного участка на аукционе;

подготовке задания и технических условий для проектирования;

получении задания и технических условий для проектирования;

выборе проектной организации;

проектировании;

государственной экспертизе проекта;

выборе подрядчика (строительной организации);

получении разрешения на строительство;

строительных работах;

сдаче-приемке готового строительного объекта.

Кто противодействует коррупции

Борьбу с коррупцией осуществляют как государственные органы (их специальные подразделения), так и иные организации.

В государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, входят органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности. Противодействуя коррупции, они решают стоящие перед ними задачи самостоятельно и во взаимодействии между собой, с другими государственными органами и иными организациями, а также при содействии граждан.

Справочно

Сейчас в мире активизировалось движение, которое направлено на профилактику незаконного поведения лиц, дающих взятки. Особенно это касается ситуаций активного подкупа, когда инициатива идет от сотрудников коммерческих организаций в интересах этих организаций.

Технический прогресс в нашей стране позволяет гражданам с помощью специальной формы, предусмотренной на сайтах государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, оперативно сообщить об известных им фактах коррупции (в т. ч. анонимно).

К государственным органам и иным организациям, участвующим в борьбе с коррупцией, относятся СК, КГК, ГТК и таможни, Госпогранкомитет и иные органы пограничной службы, Минфин и его инспекции, Нацбанк, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации, а также другие государственные органы и иные организации (общественные объединения) в пределах своей компетенции.

Ответственным за организацию борьбы с коррупцией является Генеральная прокуратура, которая:

аккумулирует информацию о фактах, свидетельствующих о коррупции;

анализирует эффективность применяемых мер по противодействию коррупции;

координирует правоохранительную деятельность иных государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией;

осуществляет надзор за исполнением руководителями государственных органов и иных организаций требований законодательства в сфере борьбы с коррупцией и в случае выявления правонарушений принимает меры по привлечению лиц, их совершивших, к ответственности;

готовит предложения по совершенствованию правового регулирования борьбы с коррупцией;

осуществляет иные полномочия в данной сфере.

Государственные органы, иные организации и их должностные лица в пределах своей компетенции, а также граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории страны, обязаны оказывать содействие государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, а также государственным органам и иным организациям, участвующим в борьбе с коррупцией.

Сведения, документы и другие материалы в сфере борьбы с коррупцией, запрашиваемые государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, должны быть представлены государственными органами, иными организациями и их должностными лицами незамедлительно, а если это невозможно, то в течение трех суток.

Виды ответственности за коррупционные действия

Основанием для наступления юридической ответственности является установленный факт совершения лицом правонарушения, создающего условия для коррупции (ст. 25 Закона № 305-З), коррупционного правонарушения (ст. 37 Закона № 305-З) либо несоблюдение им определенных требований антикоррупционного законодательства.

Для констатации наличия в деянии коррупционного правонарушения или правонарушения, которое создает условия для коррупции, необходимо установить все признаки соответствующего деяния. Если эти признаки прямо не указаны в ст. 25 и 37 Закона № 305-З или в иных статьях названного Закона, то относить деяние к коррупционным правонарушениям и правонарушениям, создающим условия для коррупции, иным нарушениям антикоррупционного законодательства нельзя.

 Следует отличать коррупционные правонарушения и правонарушения, создающие условия для коррупции, а также нарушения антикоррупционного законодательства (например, несоблюдение правил урегулирования конфликта интересов) от других дисциплинарных проступков и административных правонарушений, не относящихся к коррупции.

Указанная юридическая ответственность устанавливается УК, КоАП, ТК и иными законодательными актами. То есть такая ответственность может быть уголовной, административной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной.

Например, к числу коррупционных преступлений, за совершение которых предусмотрена уголовная ответственность, относятся:

хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК);

легализация ("отмывание") материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ст. 235 УК);

злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 424 УК);

бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 425 УК);

превышение власти или служебных полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 426 УК);

незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 429 УК);

получение взятки (ст. 430 УК);

дача взятки (ст. 431 УК);

посредничество во взяточничестве (ст. 432 УК);

злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 455 УК).

УК устанавливает весьма суровые меры ответственности за совершение коррупционных преступлений, в т. ч. лишение свободы сроком на 15 лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Справочно
В силу ст. 419 ГК торги, проведенные с нарушением правил, установленных законодательством, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. 

Заключение

Заработать благодаря коррупционной деятельности можно еще одним способом, причем сделать это могут не только те, кто берет или дает взятки. Постановлением № 619[4] предусмотрена вы­плата вознаграждения и других выплат физическому лицу, способствующему выявлению коррупции. Она производится в случаях предоставления:

информации, предметов и документов, способствовавших выявлению коррупционного преступления;

сведений о местонахождении разыскиваемого лица, совершившего преступление;

информации о местонахождении денежных средств и иного имущества, полученных в результате совершения преступления, а также иной информации, способствующей предотвращению или возмещению вреда, причиненного преступлением.

Такое вознаграждение не положено военнослужащим и со­трудникам (работникам) государственных органов и иных организаций, осуществляющих борьбу с коррупцией или участвующих в ней в связи с исполнением своих служебных обязанностей, а также участникам уголовного процесса в ходе производства след­ственных действий.

Выплата возна­граждения физическим лицам, оказывавшим содействие в выявлении, пресечении, раскрытии или расследовании преступления, в совершении которого они участвовали, также не предусмотрена. Их помощь в выявлении коррупции рассматривается как содействие следствию и может быть лишь смягчением меры ответственности.

Основанием для выплаты вознаграждения является решение руководителя органа прокуратуры, которое должно быть принято по представляемому ходатайству органа уголовного преследования:

при передаче уголовного дела для направления в суд;

по материалам проверки, по которым отказано в возбуждении уголовного дела, или уголовному делу, производство по которому пре­кращено по основаниям, предусмотренным в ст. 29 и 30 УПК.

При принятии решения о выплате вознаграждения и определении его размера ответственность за обос­нованность такого решения и рациональное расходование бюджетных средств будет нести руководитель органа прокуратуры. Соответственно, органы уголовного преследования, представившие ходатайство о выплате вознаграждения, будут нести ответственность за обоснованность этого ходатайства.

Решение о выплате вознаграждения принимается не позднее 6 месяцев с даты вступления приговора суда в законную силу либо принятия решения по материалам проверки или прекращенного уголовного дела.

Размер вознаграждения при содействии выявлению, пресечению, раскрытию или расследованию коррупционного пре­с­тупления:

относящегося к категориям тяжких или особо тяжких преступлений, – не должен превышать 50 БВ;

относящегося к категории менее тяжких преступлений, – не должен превышать 30 БВ.

Кроме того, предусмотрены выплаты компенсирующего характера в размере до 10 БВ на основании документов, подтверждающих произведенные физическим лицом расходы.

Выплата вознаграждения и других выплат должна быть произведена из расчета размера БВ, установленной на дату принятия решения о выплате вознаграждения и других выплат, в пределах средств республиканского бюджета, предусматриваемых на содержание органов прокуратуры, с письменного согласия физического лица в течение года с даты принятия решения о выплате.

Елена Папкова, юрист

[1] Закон от 25.11.2004 № 344-З "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции", в редакции от 20.06.2008 № 349-З.

[2] Закон от 15.07.2015 № 305-З "О борьбе с коррупцией" (далее – Закон № 305-З).

[3] Методические рекомендации по организации антикоррупционной работы в системе Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь утверждены протоколом заседания комиссии по противодействию коррупции Минстройархитектуры от 20.01.2020 № 1.

[4] Постановление Совмина от 12.09.2019 № 619 "О выплате вознаграждения и других выплат физическому лицу, способствующему выявлению коррупции".