вход Демо регистрация

Предварительные итоги контрольной деятельности МНС в 2019 году, послабления, нарушения, применение пункта 4 статьи 33 НК, перспективы на 2020 год

4 января 2020 г.

В ходе конференции, проведенной МНС 12.12.2019, некоторые докладчики рассказали о контрольной деятельности налоговых органов в прошедшем периоде 2019 г. Ознакомим вас далее с интересными и важными фактами из докладов выступающих.

О предварительных итогах и приоритетах на 2020 год

Заместитель министра по налогам и сборам Муквич Владимир Валерьевич отметил такие изменения в законодательстве в пользу налогоплательщиков в 2019 г., как:

По итогам 9 месяцев 2019 г.:

    по результатам камерального контроля:

  • направлено около 500 тыс. уведомлений;
  • дополнительно поступило налогов в бюджет – 189 млн руб.;
  • предотвращен возврат НДС на 78 млн руб.;

    по результатам мониторингов (их проведено 1500):

  • 210 субъектов привлечены к ответ­ственности за повторные нарушения, выявленные в ходе мониторигов;
  • поступило 25 тыс. руб. в качестве штрафов.

Выборочные и внеплановые проверки проводились только после тщательного анализа имеющейся информации.

Заместитель министра отметил, что существенная доля такой информации поступает от «неравнодушных плательщиков и граждан».

В 2019 г. результаты планирования и проведения выборочных проверок следую­щие:

запланировано 530 проверок;

по состоянию на момент проведения конференции осуществлено 507 проверок;

доначислено к уплате 38 млн руб. (в т. ч. по организациям – 31 млн руб.).

Внеплановых проверок, которые используются для оперативного выявления и пресечения схем ухода от уплаты налогов,
проведено 276 (без внеплановых тематических проверок). Внеплановые проверки назначаются только в тех случаях, когда профилактические и разъяснительные мероприятия не приносят результата. Назначению таких проверок предшествует серьезная работа по анализу деятельности и сбору доказательств по фактам сокрытия плательщиком доходов от налогообложения.

Результативность проведенных проверок – 100 %. Это обусловлено риск-ориентированным подходом, когда проверке предшествует тщательная подготовка и анализ.

За 2019 г. проведено более 13 тыс. проверок организаций, находящихся в стадии ликвидации.

Заместитель министра сообщил, что в 2020 г. планируется внедрить риск-ориентированный подход и при проверках ликвидируемых организаций.

На I полугодие 2020 г. налоговыми органами запланировано 230 выборочных проверок.

Справочно
В соответствии c абзацем четвертым п. 16 приказа КГК от 04.04.2018 № 17 "О формировании и исполнении планов выборочных проверок" планы проведения выборочных проверок на I полугодие 2020 г. размещены на официальном сайте КГК. Планы выборочных проверок сформированы по всем областям и г. Минску. 

В 2020 г. планируется также сосредоточить максимальные усилия налоговых органов на камеральном контроле. Среди приоритетов – контроль за выручкой и достоверностью расходов, учитываемых при налогообложении. Современные технологии позволяют применять методы камерального контроля с высокой эффективностью.

Практика корректировки налоговой базы по пункту 4 статьи 33 НК

Заместитель начальника главного управления организации контрольной деятельности МНС Ковалева Галина Николаевна рассказала среди прочего о практике осуществления корректировок по п. 4 ст. 33 НК.

Напомним, что с 01.01.2019 по результатам проверки корректировке подлежат налоговая база или суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) при наличии хотя бы одного из следующих оснований[1]:

установление искажения сведений о фактах (совокупности фактов) совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском или налоговом учете, налоговых декларациях, а также в других документах или информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов (абзац второй п. 4 ст. 33 НК);

основной целью совершения хозяй­ственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (абзац третий п. 4 ст. 33 НК);

отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права) (абзац четвертый п. 4 ст. 33 НК).

То есть бизнес-сообщество, если говорить кратко, должно выполнять 3 главных условия:

не искажать сведения о хозяйственных операциях;

не преследовать цель неуплаты налогов;

совершать реальные хозяйственные операции.

Порядок применения данной нормы обсуждался в течение года. В период действия Указа № 488 в нем содержался четкий порядок расчета налоговых обязательств для их корректировки как самостоятельно субъектом предпринимательской деятельности, так и контролирующим органом. А вот в п. 4 ст. 33 НК такого порядка не содержится.

Докладчик отметила, что налоговые органы нарабатывают сейчас правоприменительную практику: в случае осуществления корректировки налоговые органы руководствуются нормами НК по правилам исчисления налога, который следовало бы уплатить в том случае, если бы у плательщика не было искажений либо не были допущены схемы незаконной минимизации.

Также Галина Николаевна рассказала, что п. 4 ст. 33 НК на данный момент применяется налоговыми органами только по согласованию с МНС. За 11 месяцев 2019 г. по данному основанию:

в МНС поступило на согласование 33 материала проверок и 29 уведомлений после проведения камерального контроля;

МНС согласовано 19 актов проверок (58 % от поступивших) и 8 уведомлений (28 % от поступивших), по которым предъявлено к уплате 5 млн руб. доначисленных налогов, предотвращен возврат НДС практически на 2 млн руб.

К основным нарушениям относится отражение в учете хозяйственных операций, которые фактически не осуществлялись и оформлялись документами лишь с одной целью – минимизировать налоговые обязательства путем завышения затрат по налогу на прибыль и применения вычетов по НДС, а также получить наличные денежные средства (для собственного обогащения и выплаты заработной платы "в конвертах").

Плательщики, по результатам деятельности которых составлены акты проверок и которым доначислены налоги, в досудебном порядке не обжаловали эти результаты.

Рекомендации добросовестным плательщикам

Работники налоговых органов озвучили на конференции следующие рекомендации, которые стоит соблюдать плательщикам, чтобы их деятельность не подпала под более пристальный (выборочный или внеплановый) контроль:

  • своевременно подавать налоговую отчетность и уплачивать налоги;
  • использовать законные способы оптимизации уплаты налогов;
  • грамотно составлять учетную политику;
  • выбирать оптимальное налогообложение;
  • законно применять льготы;
  • представлять информацию налоговым органам по их запросам;
  • давать пояснения по уведомлениям, полученным от налоговых органов;
  • проявлять осмотрительность при выборе контрагентов;
  • не выплачивать заработную плату "в конвертах";
  • не применять незаконные схемы минимизации налогов;
  • отражать в бухгалтерском и налоговом учете реальные операции.

Анжела Санюкевич, экономист

[1] Пункт 4 ст. 33 НК.