вход Демо регистрация

Учет топлива в 2020 году: 4 важных вопроса

11 мая 2020 г.

В материале приведены ответы на 4 наиболее часто задаваемых вопроса, касающихся порядка учета топлива в 2020 г.

Организация приобрела в 2020 г. автомобили. В постановлениях Минтранса для данных автомобилей нормы расхода топлива не установлены, и организация применяет нормы расхода топлива, установленные руководителем.

Вопрос: Нужно ли для целей налого­обложения прибыли отслеживать шестимесячный срок для применения данных норм?

Ответ: Отслеживать шестимесячный срок для применения норм расхода топ­лива, установленных руководителем, не нужно. Обоснуем ответ.

В Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса от 31.12.2008 № 141 (далее – Инструкция № 141), предусмотрено, что в случае отсутствия установленной нормы расхода топлива до ее установления учет расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования в Республике Беларусь производится по временной норме на срок не более 6 месяцев.

Однако Инструкция № 141 не регулирует вопросы налогообложения.

Затратами, учитываемыми при налогообложении прибыли, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК и (или) законодательством.

К затратам, учитываемым при налого­обложении, относятся:

затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

нормируемые затраты (п. 1 ст. 169 НК).

К нормируемым затратам относятся затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством.

При отсутствии таких норм для механических транспортных средств затраты принимаются в пределах норм расхода топлива, установленных их заводом-изготовителем, а при отсутствии таковых – в пределах норм, установленных руководителем организации. Нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента утверждения НПА в установленном порядке норм для соответствующего механического транспортного средства, если иное не установлено зако­нодательством. При отсутствии установ­ленных норм расхода топливно-энер­ге­тических ресурсов затраты на оплату их стоимости признаются сверхнормативными (подп. 1.2 ст. 171 НК).

При этом с 1 января 2020 г. вступил в силу Указ от 31.12.2019 № 503 "О налого­обложении" (далее – Указ № 503), согласно п. 6 которого затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, израсходованного в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию, включаются в состав нормируемых затрат.

В случае расхождения декрета или указа Президента с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа Президента были предоставлены законом. Такие полномочия должны быть оформлены в заключительных положениях закона (п. 2 ст. 23 Закона от 17.07.2018 № 130-З "О нормативных правовых актах").

Таким образом, для целей налогообложения прибыли отслеживать шестимесячный срок для применения норм расхода топлива, установленных руководителем, не нужно. Нормы расхода топлива, установленные руководителем организации самостоятельно, можно применять с 1 января 2020 г. в течение всего срока использования автомобилей.

В 2020 г. организация приобрела автомобили и применяет при нормировании топлива для целей налогообложения нормы расхода топлива, установленные руководителем.

Вопрос: Обязательно ли применять для целей налогообложения прибыли повышения и понижения норм расхода топлива, предусмотренные в Инструкции № 141?

Ответ: Нет, не обязательно.

С учетом норм законодательства, приведенных в предыдущем вопросе, для целей налогообложения прибыли нормы расхода топлива, их возможные повышения, понижения в зависимости от условий эксплуатации могут определяться руководителем организации. Применять для целей налогообложения прибыли повышения и понижения норм расхода топлива, предусмотренные в Инструкции № 141, не обязательно. В то же время организация имеет право применять предусмотренные в Инструкции № 141 подходы для определения своих норм в различных условиях эксплуатации автомобилей.

В 2020 г. организация приобрела автомобили и применяет при нормировании топлива для целей налогообложения нормы расхода топлива, установленные руководителем.

Вопрос: Следует ли из норм Указа № 503, согласно которым затраты на оплату стоимости топлива включаются в состав нормируемых затрат, что общая сумма затрат на топливо не должна превышать 1 % выручки и доходов от сдачи имущества в аренду (с учетом иных нормируемых затрат)?

Ответ: Нет, не следует.

Согласно Указу № 503 затраты на оплату стоимости топлива для меха­ни­ческих транспортных средств, судов, ма­шин, механизмов и оборудования, израсходованного в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию, включаются в состав нормируемых затрат (п. 6 Указа № 503 (данный пункт действует с 1 января 2020 г.)).

К нормируемым затратам относятся в т. ч. прочие затраты, определенные в п. 2 ст. 171 НК (подп. 1.7 ст. 171 НК).

Справочно. В состав прочих нормируемых затрат включаются:

выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах, указанные в подп. 2.1 ст. 171 НК;

расходы по благоустройству населенных пунктов и прилегающих территорий, памятных мест;

расходы на проведение в соответствии с законодательством по случаю государственных праздников, праздничных дней и памятных дат официальных торжественных мероприятий, военных парадов, артиллерийских салютов и фейерверков;

вознаграждения и (или) компенсируемые расходы членам совета директоров (наблюдательного совета), представителям государства в органах управления организаций, если иное не установлено законодательством;

представительские расходы;

затраты по транспортировке (доставке) покупателей (заказчиков) до торгового объекта (места выполнения работ, оказания услуг) и обратно в направлениях, обслуживаемых пассажирским транспортом общего пользования;

компенсация за использование личных транспортных средств, выплачиваемая работникам, работа которых не носит
разъездной характер, а также суммы арендной платы, выплачиваемые таким работникам, выступающим арендодателями личного транспортного средства;

членские взносы (вступительные и иные) в объединения предпринимателей и нанимателей, союзы, ассоциации;

проценты по просроченным платежам по основному долгу по займам и кредитам.

Совокупный размер учитываемых при налогообложении прочих затрат не может превышать 1 % выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов, указанных в подп. 3.18 ст. 174 НК, с учетом НДС (п. 3 ст. 171 НК).

Затраты на топливо не поименованы в составе прочих нормируемых затрат, следовательно, предусмотренное в п. 3 ст. 171 НК ограничение на данные затраты не распространяется.

Затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, поименованы в подп. 1.2 ст. 171 НК и включаются в состав затрат в полной сумме в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию.

Норма расхода топлива на приобретенный в 2019 г. автомобиль была установлена руководителем в качестве временной на 6 месяцев. Постановлением Минтранса от 23.12.2019 № 54 (далее – постановление № 54) на данный автомобиль была установлена норма расхода топлива, превышающая установленную руководи­телем.

Вопрос: Имеет ли организация право учесть при налогообложении прибыли в 2019 г. (в период действия временной нормы) фактический расход топлива, превышающий установленную руководителем организации временную норму расхода,
в пределах нормы, установленной постановлением № 54?

Ответ: Организации следует учесть при налогообложении прибыли фактический расход топлива в пределах нормы, установленной постановлением № 54.

Постановлением № 54 установлены нормы расхода топлива в области транспортной деятельности согласно приложениям 1–41 к указанному постановлению.

Постановление № 54 вступает в силу после его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 11 апреля 2016 г. (п. 2 постановления № 54).

Таким образом, в связи с тем, что постановление № 54 распространяет свое действие на отношения, возникшие с 11 апреля 2016 г., организации следует учесть при налогообложении прибыли фактический расход топлива, превышающий установленную руководителем организации временную норму расхода, в пределах нормы, установленной постановлением № 54.

Исправления в данные налогового учета вносятся в соответствии с требованиями п. 6 ст. 40 НК и Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС от 03.01.2019 № 2.

Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"