Контролирует КГК: нарушения порядка оборота лома и отходов черных и цветных металлов, драгоценных металлов и драгоценных камней
Органы КГК при проверках организаций регулярно устанавливают нарушения в обращении лома и отходов черных и цветных металлов, драгоценных металлов и драгоценных камней. Рассмотрим такие нарушения и ответственность за них.
Нарушения оборота лома и отходов черных и цветных металлов
Как накажут
Нарушение порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования, заготовки (закупки) или реализации лома и отходов черных и цветных металлов влечет наложение штрафа[1]:
- на должностное лицо – до 50 БВ;
- на юридическое лицо – до 300 % от стоимости лома и отходов черных и цветных металлов.
Примеры выявленных КГК нарушений
Активы – имущество, возникшее в организации в результате совершенных хозяйственных операций, от которого организация предполагает получение экономических выгод; бухгалтерский учет – система непрерывного формирования информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации посредством документирования, инвентаризации, учетной оценки, двойной записи на счетах бухгалтерского учета, обобщения в отчетности (абзацы второй и четвертый ст. 1 Закона № 57-З[2]).
Бухгалтерский учет и отчетность основываются на принципах непрерывности деятельности, обособленности, начисления, соответствия доходов и расходов, правдивости, преобладания экономического содержания, осмотрительности, нейтральности, полноты, понятности, сопоставимости, уместности (п. 1 ст. 3 Закона № 57-З).
Таким образом, отходы, способные принести организации экономические выгоды, являются активами и их следует принимать к бухгалтерскому учету в соответствии с абзацами вторым и четвертым ст. 1, п. 1 ст. 3 Закона № 57-З.
Учет черных и цветных металлов, их лома и отходов организовывается субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с требованиями законодательства по бухгалтерскому учету и отчетности (п. 6 главы 2 Инструкции № 98/12/10[3]).
В ходе проведения проверки ООО "П" при осмотре производственных, складских, иных помещений и территорий ООО "П", площадки для временного хранения металлолома установлено (обнаружено), что на территории ООО "П" (около здания неустановленного назначения, склада) хранились в неразобранном виде узлы, элементы, агрегаты оборудования, кабины автомашин, металлоконструкции, пришедшие в негодность и утратившие свою эксплуатационную ценность, т. е. лом и отходы черных и цветных металлов, не рассортированные по классам, видам и смешанные между собой, а также загрязненные неметаллическими примесями (пластмассой, пластиком, бумагой, картоном, землей), образовавшиеся от производственно-хозяйственной деятельности (строительные и ремонтные работы) ООО "П". Указанный лом и отходы черных и цветных металлов в проверяемом периоде не подвергался инвентаризации до момента проведения осмотра, хранился в специально отведенном для этих целей месте, определенном картой-схемой мест временного хранения отходов производства к инструкции по обращению с отходами производства ООО "П". При этом указанные узлы, элементы, агрегаты оборудования, кабины автомашин, металлоконструкции не числились по первичному и бухгалтерскому учету ООО "П" (не были отражены ни в составе объектов основных средств, ни материалов, ни предметов в составе оборотных средств, ни отходов производства). Также названная площадка для временного хранения металлолома не имела твердого покрытия, не была ограждена, что не обеспечивает сохранность лома и отходов черных и цветных металлов в месте их хранения.
В связи с изложенным ООО "П" нарушены требования пп. 1, 5 ст. 10, п. 1 ст. 11 Закона № 57-З, части третьей п. 30 Инструкции № 26[4], части третьей п. 32, пп. 45, 68, 72 Инструкции № 133[5], абзацев первого – третьего п. 6, абзацев первого – четвертого п. 7, абзацев первого – шестого п. 21 Инструкции № 98/12/10.
Срок хранения лома и отходов черных и цветных металлов, которые образуются у субъектов предпринимательской деятельности в процессе их хозяйственной деятельности, не должен превышать 3 месяцев с даты образования минимальной отгрузочной партии (специализированный автомобиль или железнодорожный вагон в зависимости от способа вывоза, применяемого данным субъектом) (абзац второй п. 19 Инструкции № 98/12/10).
В ходе проверки соблюдения ОАО "З" требований законодательства, регламентирующего порядок обращения черных и цветных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая изделия или лом и отходы, их содержащие, установлено, что обществом не в полной мере обеспечено их выполнение:
- Не обеспечен достоверный учет черных и цветных металлов, их лома и отходов. Нарушен п. 6 главы 2 Инструкции № 98/12/10 ОАО "З".
- Превышен срок хранения лома и отходов: на предприятии хранилось 23,73 т металлолома в нарушение абзаца второго п. 19 Инструкции № 98/12/10, расчета-обоснования количества отходов производства для временного хранения к инструкции по обращению с отходами производства ОАО "З".
Чистая стоимость реализации определяется по каждой единице запасов или по группе запасов путем вычитания из ожидаемой цены реализации ожидаемых расходов на завершение производства и (или) реализацию (часть вторая п. 20 Инструкции № 133).
Фактическая себестоимость материалов, поступивших на склад от бракованных изделий и возвратных отходов производства, от ремонта объектов основных средств, от списания и прочего выбытия основных средств, определяется по чистой стоимости реализации, если такие материалы предназначены для реализации, или по ценам возможного их использования и в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счетов затрат на производство или финансовых результатов. Отходы, образующиеся в подразделении организации, сдаются на склады по накладным (пп. 45, 58 Инструкции № 133). В случае последующего использования отходов в производстве их отпуск оформляется выпиской требований (требований-накладных).
Нормы и правила эксплуатации, ремонта и обслуживания стартерных аккумуляторных батарей (далее – АКБ) определены ТКП-298[6].
Ответственность за проведение сбора, сохранность и сдачу лома свинецсодержащих АКБ возлагается на владельца транспортного средства; владельцы транспортных средств обеспечивают полноту сбора и сдачи как целых неразделанных отработавших свой ресурс АКБ, так и разделанных АКБ (свинцовых пластин и аккумуляторных шламов) (подп. 11.8, 11.9 ТКП-298).
Счет 10 "Материалы" предназначен для обобщения информации о наличии и движении материалов[7]. К счету 10 "Материалы" может быть открыт субсчет 10-6 "Прочие материалы". На субсчете 10-6 "Прочие материалы" учитываются наличие и движение отходов производства, неисправимого брака, материалов, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в организации, изношенных шин и утильной резины и т. п.
В ходе проверки установлено, что в бухгалтерском учете ОАО "С" неправильно отражались операции по отпуску (реализации) лома и отходов цветных металлов, отработанных аккумуляторных батарей (далее – АКБ), образовавшихся в ОАО "С" в процессе их хозяйственной деятельности.
Так, в бухгалтерском учете ОАО "С" лом, отходы цветных металлов, отработанные АКБ отражались на счете 10 "Материалы" субсчета 10.5 "Запасные части" в единицах измерения "штуки" по ценам возможного их использования. Субсчет 10.6 "Прочие материалы" в бухгалтерском учете организации не используется.
Согласно карточке субсчета 10.5 "Запасные части" в период с 01.01.2021 по 30.04.2021 с кредита счета 10.5 списано в дебет счета 90 "Реализация" субсчет 90.04 "Прочая реализация" 65 штук АКБ на сумму 1260 руб. (в ведомости по субсчету 90.04 в апреле 2021 г. отражена отгрузка в адрес ОАО "Белцветмет; в ТТН на отгрузку в адрес ОАО "Белцветмет"от 16.04.2021 серии ШЕ № 0026002 указано:"Цветной металлолом (лом и тара) упаковка из цветных металлов чистые код 3531500" в количестве 1,00 т стоимостью 2000,00 руб.).
Вместе с тем ОАО "С" учет лома цветных металлов (свинца) необходимо было в бухгалтерском учете осуществлять по счету 10 "Материалы" субсчет 10.6 "Прочие материалы" с отражением в апреле 2021 г. веса свинца массой 0,62 т на сумму 1947,36 руб.
Таким образом, ОАО "С" нарушены требования абзаца второго п. 6, абзаца второго п. 7 Инструкции № 98/12/10, части второй п. 20, пп. 45 и 48 Инструкции № 133, абзаца седьмого части второй, части девятой п. 16 Инструкции № 50, абзацев второго и четвертого ст. 1, п. 1 ст. 3 Закона № 57-З.
В ходе проверки установлено, что предприятием в 2021 г. в связи с физическим износом произведено списание 10 единиц автотранспортных средств (автомобили ГАЗ 27-05, ГАЗ 33-07, ГАЗСАЗ 35-07, ЗИЛ 4502, МАЗ-5903, машина погрузочно-уборочная МПК-320 и иное), детали и узлы которых содержат цветные металлы.
Согласно техническим характеристикам вышеуказанная техника содержала цветные металлы. Вместе с тем при списании в актах демонтажа не указано количество цветных металлов, оприходованных от разборки, в бухгалтерском учете цветные металлы, образовавшиеся от разборки указных автотранспортных средств, не отражены.
По результатам инвентаризации выявлено неучтенных по бухгалтерскому учету лома и отходов из цветных металлов в количестве 194 кг на общую сумму 272,50 руб., в т. ч. 51 кг алюминия на сумму 51,0 руб., 50 кг чугуна на сумму 25,0 руб. и 93 кг латуни на сумму 193,44 руб. Нарушены абзац второй п. 6, абзац второй п. 7 Инструкции № 98/12/10.
Нарушения порядка осуществления деятельности с драгоценными
металлами и драгоценными камнями
Как накажут
Нарушение установленного порядка осуществления деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях, в т. ч. с изделиями из них, изделиями или ломом и отходами, их содержащими, либо правил их приемки, хранения, сбора, отгрузки, отпуска, учета, инвентаризации, а равно нарушение правил сдачи их в переработку или в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь влекут наложение штрафа[8]:
- на должностное лицо – от 1 до 50 БВ;
- на юридическое лицо – от 10 до 70 % от стоимости указанных металлов и камней во всех видах и состояниях, а при невозможности установления стоимости драгоценных металлов и драгоценных камней – от 20 до 500 БВ.
Примеры выявленных нарушений
Проверкой установлено, что в организации при получении автомобиля "Шевроле Нива" в экземпляре акта о приеме-передаче не заполнен раздел 3 "Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств", предусматривающий информацию об основных элементах объекта основных средств, содержании драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, качественных и количественных характеристиках в нарушение п. 8 Инструкции № 23[9].
Вместе с тем согласно технической документации детали и узлы, входящие в автомашину "Шевроле Нива", содержат драгоценные металлы, в т. ч. золото – 0,1424038 г, серебро – 3,2521314 г, палладий – 0,090175 г, платина и родий – 2,776 г.
В результате ненадлежащего оформления акта о приеме-передаче основных средств, содержащих драгоценные металлы, в нарушение части первой п. 34 Инструкции № 34[10] драгоценные металлы, входящие в состав деталей и узлов автомобиля (золото – 0,1424038 г, серебро – 3,2521314 г, палладий – 0,090175 г, платина и родий – 2,776 г), не учтены по первоначальному их содержанию, указанному в технической документации.
В ходе проведения годовой инвентаризации основных средств и драгоценных металлов комиссией данные о подлежащих инвентаризации драгоценных металлах, находящихся в узлах и деталях автомобиля "Шевроле Нива", не внесены в инвентаризационные описи. Тем самым комиссия не обеспечила полноту и точность данных о фактических остатках ценностей. Нарушены часть первая п. 92 и часть третья п. 95 Инструкции № 34.
Александр Денисевич, заместитель начальника главного экспертно-правового управления – начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности КГК
[1] Часть первая ст. 13.1 КоАП.
[2] Закон от 12.07.2013 № 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее – Закон № 57-З).
[3] Инструкция о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, утвержденная постановлением Минэкономики, Минстройархитектуры, Минпрома от 15.06.2006 № 98/12/10 (далее – Инструкция № 98/12/10).
[4] Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденная постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26.
[5] Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утвержденная постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкция № 133).
[6] ТКП "Стартерные аккумуляторные батареи. Нормы и правила обслуживания" (ТКП 298-2011 (02190)), утвержденный приказом Минтранса от 21.03.2011 № 149-Ц (далее – ТКП-298).
[7] Абзац седьмой части второй, часть девятая п. 16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50 (далее – Инструкция № 50).
[9] Инструкция о порядке заполнения акта о приеме-передаче основных средств и акта о приеме-передаче нематериальных активов, утвержденная постановлением Минфина от 22.04.2011 № 23.
[10] Инструкция о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней,
утвержденная постановлением Минфина от 15.03.2004 № 34 (далее – Инструкция № 34).