вход Демо регистрация
Руководство пользователя
Ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ)

Новый порядок формирования взносов банков в резерв агентства

Опубликовано: 31 марта 2022 г. - 82 просмотра

В Беларуси внедряется система дифференцированных взносов банков в резерв государственного учреждения "Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц" (далее – Агентство). Соответствующее решение принято постановлением Правления Нацбанка от 08.02.2022 № 53 (далее – постановление № 53) в рамках реализации положений Закона от 11.11.2021 № 128-З "Об изменении законов по вопросам гарантированного возмещения банковских вкладов (депозитов)".

Так, с 1 апреля 2022 г. вступят в силу изменения в Закон от 08.07.2008 № 369-З "О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц" (далее – Закон), которыми в числе прочего предусматривается введение дифференцированного подхода к порядку внесения банками средств в резерв Агентства.

Справочно
Сейчас в Беларуси применяется единая базовая ставка 0,15 % вне зависимости от проводимой банками политики управления рисками. В итоге банки, которые придерживаются более взвешенной политики в отношении рисков, несут такую же финансовую нагрузку, что и банки, которые часто принимают рискованные решения.

Цели введения системы дифференцированных взносов

Физическим лицам в Республике Беларусь гарантировано возмещение вкладов в полном объеме, в связи с этим вкладчик может размещать средства под высокий процент в ненадежных банках с рисковым поведением. Аналогично и банки могут иметь дополнительный стимул для проведения рискованных операций, поскольку ответственность за возврат вкладов берет на себя Агентство.

Одним из вариантов ограничения указанного поведения вкладчиков и банков является обеспечение зависимости взносов банков в резерв Агентства от уровня рисков каждого конкретного банка, тем самым установление дифференцированных (риск-ориентированных) взносов, т. е. более рисковые банки должны вносить больший вклад в резервный фонд Агентства.

Таким образом, основной целью введения системы дифференцированных взносов является стимулирование банков к отказу от принятия чрезмерных рисков и обеспечение большей справедливости при отчислении взносов в резерв Агентства.

Виды взносов банков в резерв Агентства

Предлагаемая двухуровневая система взносов в резерв Агентства включает базовую и дополнительную (дифференцированную) ставки. Величина базовой ставки является единой для всех банков[1], дополнительная (дифференцированная) ставка будет определяться на основании утвержденных постановлением № 53 Правил оценки деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в целях определения уровня принимаемых ими рисков (далее – Правила).

Подходы к формированию системы дифференцированных взносов

При разработке систем дифференцированных взносов главной проблемой является определение подходящего способа разделения банков по степени их рисков. Существуют различные подходы, которые основываются на анализе как количественных, так и качественных показателей деятельности банка.

Показатели оценки деятельности банков

Для оценки уровня риска в Правилах применяются 9 количественных показателей, характеризующих достаточность капитала, качество управления активами и пассивами банка, а также уровень ликвидности банка. Информация по показателям оценки представлена в таблице.

Показатели оценки деятельности банков в целях определения уровня
принимаемых ими рисков

Группа показателей 

Наименование показателя 

Капитал и левередж

 

Показатель достаточности нормативного капитала банка

Показатель левереджа банка

Качество активов

 

Доля необслуживаемых активов банка в активах, подверженных кредитному риску

Полнота формирования банком специального резерва на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску

Ликвидность банка

 

Величина покрытия ликвидности банка

Величина чистого стабильного фондирования банка

Привлеченные средства физических лиц

 

Доля средств физических лиц в пассивах банка

Средневзвешенная процентная ставка по новым срочным и условным банковским вкладам (депозитам) физических лиц (за исключением ИП) в национальной валюте

Средневзвешенная процентная ставка по новым срочным и условным банковским вкладам (депозитам) физических лиц (за исключением ИП) в иностранной валюте

Исходя из количественных показателей оценки, можно сделать вывод, что размер взносов банка в резерв Агентства будет зависеть не только от рискованности проведения пассивных операций банка, но и от уровня рисков активных операций, а также достаточности капитала банка для покрытия принимаемых им рисков.

Группы риска

По каждому из показателей, представленных в таблице, с использованием определенных пограничных значений (шкал) банкам присваиваются баллы. В зависимости от количества набранных баллов, свидетельствующих об уровне рискованного поведения, банки ранжируются на три группы риска. Для каждой группы риска Наблюдательным советом Агентства будет установлен свой размер взносов. Дополнительная ставка календарного взноса не может превышать 0,15 % расчетной базы[2].

Преимущества и недостатки использования количественных показателей для дифференциации банковских рисков

Преимуществом использования количественных показателей является то, что они базируются на относительно объективной, достоверной (официальной) информации, а именно на данных пруденциальной и бухгалтерской отчетности банков.

Вместе с тем основной недостаток таких показателей в том, что информация о финансовом состоянии банка представляется за некоторый отчетный период в прошлом, что является менее эффективным в прогнозировании будущего уровня рисков банков.

Информацию по текущему и будущему профилю рисков банков можно получить на основе качественных показателей. Такие показатели основываются на надзорном суждении или рейтинговой системе. Указанные оценки представляют собой профессиональное (часто субъективное) мнение о текущем финансовом состоянии банка, его бизнес-моделях, а также о прогнозе будущего финансового состояния и рисков.

Что еще меняется в системе отчислений банков в резерв Агентства

В числе нововведений – возможность приостановить применение базовых ставок. В частности, они не будут применяться, если размер резерва Агентства составит 10 % и более от общей суммы привлеченных банками депозитов физических лиц, при этом отчисление дополнительных (дифференцированных) взносов в резерв Агентства продолжится. Если же размер резерва Агентства снизится, то базовую ставку снова будут применять.

Также предусмотрено, что Агентство кроме определения группы риска, к которой относится банк, для целей расчета календарных взносов будет проводить анализ деятельности банков в части оценки вероятности возникновения ситуации, угрожающей интересам физических лиц, что, вероятно, будет способствовать появлению в будущем качественных показателей для оценки рискованности проводимых операций банка.

Краткие выводы

Таким образом, переход к системе дифференцированных взносов соответствует лучшим международным практикам и направлен на повышение устойчивости финансового сектора Республики Беларусь за счет:

  • установления более справедливого подхода к определению размеров взносов банков в резерв Агентства, ориентированный на учет рисков, принимаемых на себя банками при осуществлении своей деятельности;
  • дифференциации взносов банков в резерв Агентства в зависимости от валюты вклада (депозита);
  • повышения ответственности банков в отношении системы гарантированного возмещения банковских вкладов (депозитов), так как стоимость защиты вкладов будет зависеть от степени рискованности деятельности банков;
  • проведения банками более взвешенной процентной политики на рынке банковских вкладов (депозитов).

 

 Елена Томичева, экономист

 

[1] Размеры базовой ставки (стандартной, пониженной) и дополнительной (дифференцированной) ставки календарного взноса устанавливаются Наблюдательным советом Агентства.

[2] Под расчетной базой понимается среднее арифметическое ежедневных балансовых остатков на счетах банка по учету денежных средств, размещенных физическими лицами в банковские вклады (депозиты), которые подлежат возмещению в соответствии с Законом, за каждый календарный день расчетного периода.

Остались вопросы по этому материалу? Задать вопрос