вход Демо регистрация

Обсуждаются новые требования к качеству масла и шоколада

Опубликовано: 15 марта 2021 г. - 488 просмотров

По информации на сайте концерна «Белгоспищепром», в концерне прошло заседание общественно-консультативного совета по развитию предпринимательства. В дискуссии приняли участие члены совета, а также представители министерств, научные сотрудники, бизнесмены и депутаты палаты представителей Национального собрания VII созыва.

На повестку дня совета было вынесено два вопроса: общественное обсуждение проекта изменений № 2 в техрегламент ТС «Технический регламент на масложировую продукцию» (ТР ТС 024/2011) и разработка проекта Изменений № 3 в техрегламент ТС «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) (в части установления дополнительных требований к шоколаду, шоколадным изделиям и какао-продуктам).

С сентября 2020 г. постановлением Совмина от 18.09.2020 № 543 концерн «Белгоспищепром» определен как ответственный орган за выработку позиции Беларуси по техрегламенту ТС «Технический регламент на масложировую продукцию» (ТР ТС 024/2011).

Проект изменений направлен на:

  • повышение уровня безопасности пищевой масложировой продукции в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей;
  • уточнение отдельных положений техрегламента в части определений пищевой масложировой продукции, требований к маркировке, процессам ее производства и перевозки, а также устранение возможного неоднозначного толкования норм техрегламента;
  • согласование отдельных положений техрегламента с положениями техегламента ТС «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011) (далее – ТР ТС 022/2011);
  • конкретизацию и дифференцирование требований к отдельным показателям безопасности пищевой масложировой продукции, а также повышение ее безопасности путем введения нормирования допустимого уровня содержания «глицидиловых эфиров жирных кислот в пересчете на глицидол».

В техрегламент на масложировую продукцию могут быть внесены следующие изменения:

– будет уточнено определение терминов «пищевая масложировая продукция», «спред» и «смеси топленые» (расширен перечень сырья за счет заменителя молочного жира), «эквиваленты масла какао» и «улучшители масла какао» (расширен перечень сырья за счет модифицированных растительных масел), отдельных технологических процессов производства масложировой продукции;

– появятся понятия «промышленная переработка масложирового сырья», «масложировое сырье»;

– будут дополнены требования к маркировке;

– будут рассмотрены требования к процессу и условиям перевозки (транспортировки) пищевой масложировой продукции, в т. ч. по: обязательной промышленной переработке всех видов растительных масел после их транспортировки водными видами транспорта; перевозке пищевой либо иной масложировой продукции специализированными автомобильными и железнодорожными цистернами;

– будут рассмотрены требования к установлению перечней запрещенных и разрешенных предшествующих грузов при транспортировании масложировой продукции водными видами транспорта;
– будут рассмотрены требования к допустимым уровням показателей безопасности отдельных видов пищевой масложировой продукции, в т. ч. по: установлению новых требований по нормированию содержания «глицидиловых эфиров жирных кислот» в растительных маслах; исключению нормирования перекисного числа для майонезов и соусов; уточнению объектов нормирования показателя безопасности «трансизомеры жирных кислот» (для заменителей масла-какао).

Нормирование содержания в пищевой продукции глицидиловых эфиров жирных кислот является новым существенным требованием, которое ранее не было установлено ни на уровне национальных требований государств – членов ЕЭК, ни в единых техрегламентах Союза, которые являются обязательными для применения и исполнения актами Союза (в соответствии со ст. 52 Договора о Союзе от 29 мая 2014 года).

Проектом предусмотрены переходные периоды по введению в действия норматива «глицидиловые эфиры жирных кислот, в пересчете на глицидол»:

с 01.01.2023 – для кокосового пальмового масла и его фракций, используемых в качестве ингредиента;

– с 01.01.2025 – для растительных масел и их смесей, используемых в качестве ингредиента и для непосредственного употребления в пищу.

Предполагаемый срок введения в действие обязательных требований, предусмотренных изменениями в техрегламент, составляет один год со дня принятия Решения Совета ЕЭК «О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза «Технический регламент на масложировую продукцию» (ТР ТС 024/2011)».

Переходный период по введению в действие норматива «глицидиловые эфиры жирных кислот» установлен с целью:

утверждения методов определения контаминанта;

– апробации и внедрения методов определения;

– проведения исследований масличного сырья по изучению факторов, оказывающих влияние на образование глицидиловых эфиров в процессе производства растительных масел и жиров;

– проведения исследований по изучению содержания глицидиловых эфиров в растительных маслах и жирах на всех стадиях производства и их переработки;

– разработки и внедрения технологических решений, способствующих снижению содержания глицидиловых эфиров на всех стадиях производства и переработки растительных масел и жиров;
– модернизации и реконструкции производственных мощностей;

– оценки сроков годности масложировой продукции и продукции смежных отраслей, произведенной с применением технологических решений, направленных на снижение и предотвращение образования глицидиловых эфиров.

Нормирование уровней глицидиловых эфиров жирных кислот закреплено в международном законодательстве.

Регламент Комиссии (ЕС) № 2018/290 от 26 февраля 2018 г. регламентирует максимальные уровни глицидиловых жирных кислот в:

– растительных маслах и жирах, предназначенных для непосредственного потребления человеком или использования в качестве ингредиента в продуктах питания (не более 1000 мкг/кг);

– растительных маслах и жирах, предназначенных для производства детского питания (не более 500 мкг/кг);

– в смесях для детского питания, смесях для последующего использования и продуктах специального медицинского назначения, предназначенных для младенцев и детей младшего возраста (для порошка – не более 50 мкг/кг, для жидких смесей – 6 мкг/кг).

Установленный в ЕС норматив не применяется к так называемым наливным маслам, предназначенным для дальнейшей промышленной переработки, поскольку такие масла всегда должны проходить этапы переработки, чтобы непосредственно использоваться для употребления в пищу или при производстве готовой к употреблению пищевой продукции.

Что же касается вопроса о разработке проекта Изменений № 3 в техрегламент ТС «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) (в части установления дополнительных требований к шоколаду, шоколадным изделиям и какао-продуктам), то на заседании отметили следующее.

Сегодня в техрегламентах ЕАЭС отсутствуют требования к шоколаду, шоколадным изделиям и какао-продуктам, таким образом не обеспечиваются условия добросовестной конкуренции на рынке шоколадной продукции, а также выполнение одной из основных целей разработки техрегламента ТС «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) (далее – ТР ТС 021) – предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей.

Потребителей вводят в заблуждение, мотивируя понятием «шоколад» и его производными, которые традиционно подразумевают высокий статус кондитерских изделий и широко применяются в рекламных целях, при этом в шоколадных изделиях используется «шоколадная» глазурь или «шоколадная» масса, содержащие до 100 % эквивалентов или заменителей масла какао.

Таким образом, обращение на рынке ЕАЭС шоколада, а также кондитерской и другой пищевой продукции, требования к составной шоколадной части которой (шоколадная глазурь, шоколадная масса) различаются в нормативных документах государств – членов ЕАЭС и не соответствуют требованиям международных документов, представляется техническим барьером, вводит в заблуждение потребителей и снижает уровень качества и потребительских свойств шоколадной продукции в целом.

Это в комплексе создает предпосылки для фальсификации шоколадной продукции, поскольку эквиваленты и улучшители масла какао не относятся к какао-продуктам. Основным сырьем для их изготовления являются фракции пальмового масла и отдельные виды тропических растительных масел (ши, иллипе, кокум и др.). Ненормируемое использование эквивалентов и улучшителей масла какао в целях замены дорогостоящего масла какао позволяет снизить стоимость готового продукта, однако он не является шоколадом согласно международным требованиям, установленным в Стандарте Комиссии Кодекс Алиментариус Codex Stan 87-1981 «Шоколад и шоколадные изделия» (далее – Codex Stan 87) и Директиве Европейского Парламента и Совета 2000/36/ЕС от 23 июня 2000 г., касающейся продуктов из какао и шоколада, предназначенных для потребления в пищу (далее – Директива 2000/36/ЕС).

Для решения проблем фальсификации шоколадной продукции на территории ЕАЭС актуально установление единых требований к основным критериям подлинности (идентификационным признакам) шоколада, шоколадной глазури, в т. ч., если они являются составной частью пищевого продукта. Эти основные критерии – наличие и количественное содержание эквивалентов масла какао, компонентный состав.

Поскольку согласно Договору о Евразийском экономическом союзе применение стандартов является добровольным, то установление в техрегламенте единых обязательных требований к шоколадным изделиям (в части отделяемой составной части шоколада) актуально в целях недопущения действий, вводящих в заблуждение потребителей, правильной идентификации изделий, устранения существующих различий в национальных нормативных документах, повышения качества шоколадной продукции.

По инициативе Белгоспищепрома в ноябре 2013 г. Госстандартом Республики Беларусь внесено предложение в ЕЭК о включении в проект Плана разработки технических регламентов Таможенного союза на 2014 г. (далее – План) разработки техрегламента ТС «Шоколад, шоколадные изделия и какао-продукты».

В процессе разработки проекта Изменений № 3 в ТР ТС 021 урегулировано значительное количество разногласий. Вместе с тем, до настоящего момента сохраняется лишь одно неурегулированное разногласие по проекту в части исключения из проекта таких объектов регулирования, как: шоколадная масса, шоколадная глазурь, какао тертое, масло какао, какао крупка, какао-жмых.

По существу данного разногласия Беларусь настаивает на гармонизации требований к шоколадной глазури и шоколадной массе, используемых в качестве составной части кондитерской и другой пищевой продукции, с требованиями международных документов (Директива 2000/36/ЕС и Codex stan 87). Реализация на территории ЕАЭС кондитерской и другой пищевой продукции, составная шоколадная часть которой не соответствует требованиям международных документов, несовместима с основными принципами Соглашения по техническим барьерам в торговле ВТО. Это представляется техническим барьером. Кроме того, гармонизация техрегламентов с международными документами является приоритетной в соответствии с общими принципами техрегулирования Договора о ЕАЭС и Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле.

Остались вопросы по этому материалу? Задать вопрос